Чтобы понять ситуацию на Российском рынке центрального кондиционирования воздуха и систем вентиляции, необходимо, прежде всего, понять структуру рынка недвижимости России. Она становится вполне понятной из рисункa 1.

Быстрый рост продаж в 2005-2007 годах был вызван активным строительством коммерческой недвижимости классического типа: офисов класса «А» и «Б», торговых центров, современных логистических центров (склады класса «А»). Кроме того, большинство проектов были инвестиционными, за счёт заёмных средств. Финансовый кризис 2008 года резко изменил пейзаж строительства в России; дешёвые кредиты стали недоступны, из-за чего количество доступных денежных средств резко сократилось.

Начиная с 2009 года, заметно резкое увеличение доли строительства объектов с государственным финансированием. В 2012 году их совокупная доля составила 47% от общей площади вводимых объектов; в 2013 году эта доля может достигнуть 50% (рис. 1 fig.2). Если бы не было целевых программ, финансируемых из бюджета, рынок не вселял бы оптимизма.

Лучшими примерами таких инвестиций являются объекты  Универсиады в Казани, саммита в Екатеринбурге Шанхайской организация сотрудничества (ШОС), саммита АТЭС во Владивостоке и олимпийские объекты в Сочи, а также подготовка к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Такие проекты стимулируют строительство и реконструкцию отелей, увеличение доли которых можно увидеть на рисунке 1.

Кроме того, есть ряд менее освещавшихся в прессе, но финансово интенсивных проектов строительства медицинских учреждений, спортивных и развлекательных объектов, в том числе бассейнов и катков, строительство и реконструкция объектов инфраструктуры, таких как аэропорты и вокзалы. Во многих регионах России доля объектов, финансируемых из бюджета, составляет до 80% от общего объема строительства нежилого недвижимого имущества.

Реализация строительных проектов с бюджетным финансированием имеет ряд важных отличительных особенностей. Во-первых, это завышение цены, по сравнению с зарубежными проектами такого же типа из-за некоторых особенностей торгов в России, а также за счёт дополнительных расходов при государственном финансировании таких объектов; во-вторых, использование значительной части российских материалов и оборудования, таких, как системы вентиляции; в-третьих, участие иностранных компаний в качестве производителей и со-инвесторов.

Связь между продажами систем центрального кондиционирования и объёмами строительства (представлены на рисунке 1) прекрасно отражает рисунок 2. На нём показаны средний воздухообмен и мощность охлаждения в Вт/м2, рассчитанная как сумма производительности всего вентиляционного оборудования и холодопроизводительности источников охлаждения: чиллеров, крышных кондиционеров, прецизионных кондиционеров (closed control unit (CCU)), и VRF проданных в России, делённые на введённые в эксплуатацию площади и объёмы (показанные на рисунке 1).

Хорошо видно, что кривые гладкие и лежат в зоне допустимых значений (55-80W/m2, коэффициент вентиляции 2.3-3%). Особенности этих кривых можно легко объяснить. В частности, пик 2008 года является результатом того, что оборудование уже был импортировано в Россию, но здания, для которых оно было предназначено, не были завершены и не были включены в статистику. Соответственно, в 2009 и 2010 годах, когда незавершённые здания были введены в эксплуатацию, но некоторое оборудование было приобретено для них в 2008 году, так что кривые имеют сдвиг. В будущем рост сдвига неизбежен и, в конце концов, они будут выходить за рамки разумного значения в связи с тем, что основная часть оборудования не будет установлена в новые здания и сооружения, а заменит устаревшее оборудование.

Что касается отдельных сегментов рынка, самый ёмкий из них, AHU, движется в направлении продаж более сложных систем. Растёт доля сложных систем с такими функциями, как рекуперация тепла и поддержание влажности. Так, в 2009 году произошло резкое увеличение доли Российских производителей AHU, но к концу 2011 года многие русские заводы достигли пика производительности и, следовательно, пострадало время выполнения заказов.

В результате был застой в доле русских игроков и увеличение доли импорта. Сейчас тройкой лидеров продаж являются VTS, ВЕЗА и Tekhnogrup (бренды NED и Корф), далее следуют более чем с двукратным отрывом A-Clima и ВКТ. Ясно видно, что четыре из пяти ведущих брендов российские. Если измерять продажи в денежном выражении, в рядах русских производителей появляется York, единственный иностранный производитель, который имеет производство  AHU в России.

Интересные вещи происходят на рынке чиллеров. Результаты 2011 года и особенно первой половины 2012 года показывают растущую долю в недорогих чиллерах, сделанных в Италии. Ведущая группа за первые 6 месяцев выглядит следующим образом (дилерская цена): Carrier (14,3%), York (9,8%), Aermec (9,4%), Clint (7,9%), Clivet (7,4%), Daikin (5,9% ), Trane (5,0%), и McQuay (3,9%). Стоит отметить успех Daikin, который вместе со своей дочерней компанией Mc-Quay делит второе и третье место с York.

Наконец, тенденция на рынке фанкойлов та же самая. Carrier по-прежнему занимает первое место, но постепенно теряет свою долю, в то время как популярность русских марок фанкойлов, сделанные по OEM соглашениям на китайских фабриках, растёт.

11.08.2013
К другим статьям